Блог

⚠ Как не перегрузить?

В нашей постоянной рубрике "Вопрос психологу" Шаталова Анастасия Дмитриевна объясняет основы педагогической психологии и отвечает на вопросы родителей. Сегодня речь пойдёт об определении адекватной нагрузки для дошкольников

Часто от родителей можно услышать вопрос о том, какой должна быть оптимальная учебная нагрузка для ребёнка дошкольного возраста. Универсального ответа здесь нет и быть не может. Все дети - очень разные: есть спокойные и застенчивые, но есть активные и общительные. Кто-то любит бегать, прыгать, стоять на голове, а кто-то, напротив, тихо часами сидит за конструктором или рисует. Как же быть?

Мозг ребёнка развивается неравномерно, как бы надстраивая возможности и умения друг на друга, постепенно усложняя свою общую структуру. Скорость созревания разных зон головного мозга, которые отвечают, например, за координированные движения, речь, воображение - у разных детей индивидуальна. Соответственно, способности и навыки формируются также неравномерно.

Исходя из этого, постарайтесь не взваливать на ребёнка большого количества разнообразных дополнительных занятий - он может не выдержать. Вот что следует учитывать при планировании занятости своего ребёнка:

1) Индивидуальные особенности

Прежде всего то, к чему у ребёнка есть предрасположенность, к чему он сам проявляет интерес.

2) Эмоциональная устойчивость

Испытывает ли ребенок эмоциональное напряжение в незнакомом месте и обществе, насколько легко адаптируется к новым условиям.

3) Особенности здоровья и двигательной активности ребёнка

Например, гиперактивные дети (несмотря на свою повышенную подвижность) быстрее устают. Далее у них происходит перевозбуждение, которое выливается в истерики и нервные срывы.

4) Соблюдение корректного режима дня

Важно помнить о сохранении правильного режима дня, где отводится время для здорового сна, прогулок на свежем воздухе, неорганизованной деятельности ребёнка.

Общее количество посещаемых секций и кружков не должно определяться нереализованными желаниями родителей или стремлением научить чадо всему и сразу. Можно совершенствовать себя или свои знания параллельно занятиям ребёнка. Для этого подберите подходящий формат очных/онлайн занятий или посещайте их совместно. Например, ходите вместе на уроки танцев, рисуйте в изостудии или проводите доступные опыты дома.

Оптимальное количество дополнительных занятий для детей дошкольного возраста в среднем составляет 1–2 кружка или секции в неделю. При этом крайне важно, чтобы ребёнок получал от занятий положительные эмоции, чувствовал себя успешным и имел возможность демонстрировать приобретенные умения и знания.
Психолог
Made on
Tilda